Болгова Людмила Алексеевна МБДОУ №2 "ДЕТСКИЙ САД"СКАЗКА"

Проблемы развития речи у детей раннего возраста.

 Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

Упущенное можно наверстать позже,

но сделать это несколько сложнее.

О. Е. Грибова

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

Одним из приоритетных направлений моей работы в группах для детей раннего возраста является коррекция речевых недостатков детей, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Своевременное педагогическое сопровождение дает положительный эффект.

Вот некоторые недостатки речевого развития детей в раннем возрасте:

• у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны, эмоционально неустойчивы, плаксивы.) По моему мнению, это связано в большой степени с тем, что сейчас родители уделяют недостаточно времени общению с детьми. «Живое» общение заменили гаджеты. В полгода мультики, в полтора планшет, разговаривать особо некогда, умыли, накормили, одели дали в руки гаджет …Плач или хныканье это единственный способ привлечь внимание родителей, от детских вопросов зачастую отмахиваются.

• артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

• недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна, не соответствует возрастным особенностям. У некоторых детей речь отсутствует или они говорят только «мама, папа», называют имена родителей, братьев или сестёр. Другие малыши много говорят, но их речь непонятна для окружающих.

Таким образом, актуально проведение систематической работы по профилактике и ранней коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Именно в этот период идет активное становление речевой функции. Многим детям необходим толчок для развития.

Для организации работы с детьми раннего возраста я изучила методическую литературу таких авторов, как Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», «Логопедические занятия с малышами», Блинковой Т. М . Стараюсь я изучать и опыт работы коллег, которым они делятся в интернете. Это помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения 

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Задачи:

• установить эмоциональный контакт с каждым ребенком;

• развивать навыки речевого общения;

• совершенствовать мелкую моторику;

• улучшать слуховое и зрительное восприятие;

• развивать подвижность органов артикуляции;

• стимулировать речевое дыхание;

При работе с детьми раннего возраста я придерживалась следующих принципов:

• принцип опоры на различные анализаторы;

• принцип учета зоны ближайшего развития;

• принцип наглядности;

• принцип постепенного усложнения материала;

• принцип реализации деятельностного подхода;

• учета возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов и

содержания;

• многократного и систематического повторения уже знакомого материала

с целью отработки и закрепления речевых навыков

В работе с детьми раннего возраста я использовала следующие приемы:

• показ и рассматривание предмета с одновременным называнием его

характерных признаков (цвета, количества, размера и формы).Это в условиях моей группы актуально ещё и потому, что при поступлении в детский сад некоторые дети не владели русским языком. Мы рассматривали картинки таким образом: ребенок указывает на картинку, я называю её : «Это лиса, она пушистая, рыжая, хитрая. Это снег, он белый, холодный.» Ребёнок повторяет. Довольно скоро наши дети начали вполне понятно изъясняться по русски.

• выполнение действий, сопровождаемых рифмой,

диалогом между игрушками, или песенкой, или художественным словом, например режимные моменты в детском саду мы стараемся сопровождать стихами. Умывание:

Мы пришли с прогулки дружно,

Руки мыть нам очень нужно.


Не толкаясь, не крича,

Здесь вода не горяча?


Закатали рукава

И открыли кран сперва.


А потом немного мыла,

Чтобы чисто все тут было.


Просто долго так не стой -

Мыло смоем мы водой.


Кран с водой закрой скорей,

Чтобы было веселей.


Полотенцем вытрем руки:

Не шумим, не знаем скуки.


Одевание после сна, проводим дидактическую игру «Чьи вещи?».

• ГЛАВНАЯ

• О ДЕТСАД КЛУБЕ

• ПУБЛИКАЦИЯ

• СВИДЕТЕЛЬСТВО

• КАРТА САЙТА


- Это чья кофта? Как тебя зовут? -Полина. Значит, кофта Полинина.

- Это чье платье?

- У тебя юбка широкая или узкая?

- А у кого узкая юбка?

- Это у тебя рубашка?

- Какие рукава у рубашки? и т.д.


Обуваемся на прогулку, проговаривая вот такое стихотворение:

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу

Вот они, сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот — с левой ножки...


Так, совершенно непроизвольно дети запоминают эти рифмованные строки, тем самым развивается речь, память, обогащается словарный запас.




• «переделывание» стихов, песенок, в которых героем может стать каждый

из присутствующих малышей. Например, плачет девочка, скучая по маме, мы с нею сочинили такое стихотворение: Мама дочку очень любит,

                                                             Долгожданной встречи ждёт,

                                                            Про Васёну не забудет,

                                                         Обязательно придёт!

• вопросы-ответы

• опосредованное общение через куклу, бывает ребенок не настроен заниматься или общаться, обращаюсь к нему через  куклу и он с удовольствием включается в игру. Также у нас есть наборы деревянных фигурок к русским народным сказкам. Сначала сказку показываю и рассказываю я, потом даю возможность «поиграть в сказку» детям, и даже самые замкнутые включаются в игру, озвучивают своих персонажей, придумывают собственную сказку.

• комментирование действий

Занятия по развитию речи организуются в виде игры, однако они имеют определенную структуру:

• вводно-мотивационная часть

• игры на развитие лексического запаса и фразовой речи

• пальчиковая гимнастка

• упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия

• артикуляционная гимнастика

• дыхательная гимнастика

Важный период в работе с детьми раннего возраста — установление эмоционального контакта. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как «Спрячь меня,  «Хлопушки», «Ладушки» и т. д. например, в игре «Спрячь меня» воспитатель предлагает послушать веселую подвижную музыку: солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с воспитателем, взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей площадке группы. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях взрослого.

Ведущие исследователи в области специальной психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. П. Усова, А. В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве.

Поэтому я предоставляю детям возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д.). Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы. В процессе предметной деятельности у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогает пластилинография.

В своей группе я веду кружок по пластилинографии.

Рисование пластилином на бумаге — увлекательный вид творчества для детей всех возрастов.

 Пластилинография в детском саду и в кружках даст возможность развить творческие способности, воображение и фантазию малышей. Занятия нашего кружка мы проводим во второй половине дня, ребята принимают участие в них по желанию.

 Дети любят лепить. Им нравится возиться с мягким и гибким материалом. Новая техника рисования любимым материалом  интересна вдвойне. В процессе лепки ребенок выражает свои эмоции, видение и отношение к окружающему миру. Творчество формирует эстетический вкус, и тренируется гибкость, координация и мелкая моторика. С пластилином к ребенку приходит хороший сенсорный опыт. Малыш начинает ощущать пластику, форму и цвет. Скатывая, раскатывая различные формы, кисть становится более послушной.

 Навыки в пластилинографии готовят руку ребенка к письму в школе. 


Дети младшего дошкольного возраста достаточно хорошо знакомы с лепкой: они умеют раскатывать пластилин колбаской, шариком, сплющивать его, вытягивать и собирать мелкие фрагменты в одно целое. 

Знакомство с техникой пластилинографии должно начаться с овладения навыком размазывания пластилина разными слоями и «мазками».

Именно работа пальчиками по притиранию пластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти  малыша. А как считают многие учёные «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Это действительно так – рецепторы, находящиеся на кончиках пальцев тесно связаны с рецепторами в головном мозге, отвечающими за речь. Потому если у малыша проблемы с речью, занятия пластилинографией ему просто необходимы. Этим занятием мы увлекли и родителей, они и дома совместно с детьми делают замечательные работы.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание, слышать и различать звуки — важная способность человека, которую необходимо развивать. Формирование речевого восприятия я начинаю с неречевых звуков — шума падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов).

Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку» и т. д.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Если же начинать «играть» в артикуляционную гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной профилактикой речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой ребенка. Для этого я использую занимательные стихи к каждому упражнению, которые не только помогают легче запомнить упражнения, но и создают веселое, легкое настроение!

Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Слова выговариваются на выдохе. Многим деткам не удается говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки», «Перышко» и другие.

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.





Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.








Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.


Полицейский.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.

- Кто знает, что есть у настоящего полицейского? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в полицейских! Вот полицейский увидел нарушителя - свистим в свисток!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.









• • •  

Доход для сайтов





У многих малышей не получается дуть — а именно направлять воздушную струю в нужном направлении. В этом помогают замечательные игры-тренажеры на развитие речевого дыхания («Кораблик», «Одуванчики», «Ветерок»).

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели. (Эту игру в жаркие летние дни хорошо проводить на площадке).


Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Также можно организовать игру "Дед или баба?":

- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!



Контрольный срез речевого развития детей, с целью определения эффективности коррекционных мероприятий показал пусть незначительную, но положительную динамику речевого развития детей раннего возраста. Два, практически неговоривших ребёнка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова и предложения. Дети стали соотносить названия предметов со словесным обозначением. У восьми детей обогатился словарный запас. Малыши начинают высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.

 Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания ребенка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно на них реагировать.


28 мая 2017 в 13:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.